| -
Здесь нас не
признают, мы будем в 11 группе "за рингом". Да, в своё время Казахстан
не подал документы вовремя, собака, можно сказать, не признана. На
данный момент у нас ещё нет 150 собак, чтобы были с документами, с
четырёхколенной родословной. Мы ещё считаемся аборигенной собакой. Я
сейчас езжу по восточному Казахстану, в районах знакомлюсь с владельцами
тазы. Мир сегодня во все глаза смотрит на эту породу, желает иметь эту
собаку, а многие хозяева тазы даже не догадываются об этом. Привыкли
думать о ней просто как об аульной собаке. а мы выполняем задачу нашего
питомника - по Казахстану ездим, находим неорганизованных собак, с
хозяевами проводим беседы, открываем глаза на то, чем они владеют. Они
прислушиваются, у них уже есть и желание на выставки выходить, и
гордиться своими собаками. Многие хозяева ещё не понимают, что они
заводчики, что документы надо делать, прослеживать карты, вести
племенную работу. Здесь в вашей области, мы нашли линию, её хозяева
очень хорошо, серьёзно относятся к тазы, единственно - у них собаки не
зврегистрированные. Но у них нет близкого имбридинга - брат с сестрой,
папа с дочкой. Мы будем с ними работать, освежать кровь. Какое у них
отношение к собакам! Городские владельцы могут позавидовать, некоторым
можно в пример поставить! |
|
Я из-за своих тазы специально продала квартиру в центре Алматы и взяла
на окраине только для того, чтобы было где выгуливать собак. Там чабаны
ими очень довольны, хотя собаки городские, выросли на диване. Мы только
туда переехали - какое Адаму дело, что три коровы в стороне стоят? Нет,
ему надо их загнать в стадо! Я чабанам говорю - гоните его, чтобы домой
шёл - нет, пусть остаётся, он нам хорошо помогает! Его мама учудила -
пастух уснул, она быстренько баранов собрала в кучу и ко мне во двор
завела,-мол, беспризорные бараны должны быть дома! Конечно, вся моя
капуста была съедена! А ведь я собак этому не учила, - это кровь! |
Как-то в Алматы ко мне подошёл мужчина, пожилой уже дедушка, лет 80. - Ты знаешь, что ты в руках держишь? - Знаю.
-
Нет, не знаешь, это кладезь! - И он рассказал мне историю: - Когда-то
давным-давно, у мужчины умирает жена, и у него остаётся маленький
ребёнок, лет 6-7. Они были несостоятельны, скота не было. Отец однажды
ушёл не охоту и не вернулся. Въюга, ребёнку страшно, слышит - кто-то
царапается в юрту. Он открыл - забежала собака. И на место отца села.
Ребёнок её боится, она боится, что её выгонят. Но потихоньку он
подвинулся к собаке, прижался к ней, так вместе и уснули. Утром мальчик
поделился с ней последней лепёшкой, собака попросилась на улицу, а
вернулась с зайцем в зубах. И стал он жить с этой собакой, вырос в
красивого парня, у него уже белая юрта, много баранов, лошадей, он
собирается жениться - всё благодаря этой собаке. И опять непогода,
въюга, опять кто-то просится в юрту войти - оказалось, страшная старуха.
Все в ауле её прогнали, а парень пустил, накормил, дал согреться. За
это, она говорит, я возвращаю тебе отца. Парень поворачивается, вместо
собаки сидит отец. Вот почему у нас тазы разрешается в дом заходить...
Валентина не запомнила имени этого человека, но его история про тазы
запомнилась ей от слова до слова. В легендах любого народа отражено
только то, что являлось основной составляющей частью его жизни. То, что о
тазы сложено так много легенд и преданий, где она неразрывно связана с
человеком, с его нелёгкой жизнью в условиях суровых природных законов
степей и гор не требует коментариев.
|
Статья из журнала "Природа в нашем доме" № 4 2007 года
|